К солнцу

Александр Акилов

Мария Филатова, куратор проекта
В продолжение размышлений о важности исторического и культурного контекста в искусстве поговорим о творчестве художника Александра Акилова. Фонд Марджани обладает большой коллекцией его работ, некоторые из которых мы продемонстрируем здесь. Наш рассказ посвящен не только творческому результату - живописным произведениям, но скорее среде, которая питает художника, истокам его вдохновения.
Александр Акилов – живописец, фотограф, автор документальных фильмов. В сентябре-октябре 2019 года Фонд Марджани проводил выставку Акилова в исторических залах Российской академии художеств (Санкт-Петербург). Были показаны живописные работы за несколько десятилетий – начиная с 1980-х годов и до наших дней. Ровно через год выставка Александра Акилова была проведена в Казани, в Галерее современного искусства ГМИИ Республики Татарстан. Двухэтажное современное пространство позволило расширить экспозицию и осуществить наш давний замысел: вместе с живописью продемонстрировать малоизвестную, но не менее важную грань творчества Александра – его фотографии и документальный фильм, собранный из множества отснятых художником фрагментов.

Афиша выставки в ГСИ ГМИИ РТ, Казань
Александр Акилов родился в 1951 году в городе Сталинабаде (ныне Душанбе) Таджикской ССР. Учился в Республиканском художественном училище им. М. Алимова (мастерская Г.Н. Кузьмина), затем в 1977 году окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Б.М. Неменского и В.А. Токарева). Художник живет в Москве, но каждый год на несколько месяцев возвращается в Таджикистан, чтобы ездить в горы, в кишлаки, писать там этюды и набираться жизненной силы.

Церемония открытия выставки Александра Акилова в Российской Академии художеств, СПб
Акилов – тонкий живописец, виртуозно владеющий цветом. «Состояние» – одно из любимых и часто употребляемых им слов. Состояние, ощущение, пойманное в увиденном накануне или извлеченное из далеких воспоминаний, – вот основа его произведений. Картины художника парадоксальны и порой напоминают видения, воспоминания о прошлом. Это, скорее, переживание, соотнесенное с вечностью, нежели выхваченный из повседневности мимолетный эпизод.
Бесконечность. 2017. Холст, масло. 100х140
Чтобы проникнуть в мир акиловских работ, стоит увидеть их первоисточник. Он как раз и открывается в фотографиях и видеосъемках. На выставке в Казани мы показали серию «Душанбе – Таджикистан. 1970–1980», посвященную безвозвратно ушедшей эпохе. Фотографии и документальные видеокадры – это рассказы-воспоминания о советском Таджикистане, многонациональном Душанбе. В одном кадре художник порой умещает сложную драматургию, фрагменты человеческих судеб. То, что в картинах может быть воспринято как фантазия, оказывается по-особому увиденной реальностью. Акилов и через объектив смотрит на мир под каким-то совершенно необычным ракурсом и ловит то самое состояние, которое живет в его живописи.
Где бы ни находился художник – в России или в Германии, где проживает его семья, – он неизменно рассказывает своим творчеством о Таджикистане. Мне посчастливилось оказаться на родине Акилова вместе с ним. Я увидела горы невероятной красоты и кишлаки на их склонах, удивительный синий цвет стен домов, шум горной реки, мальчишек, играющих в футбол на пустой площадке высоко в горах, яркие солнечные блики и глубокие тени, добавляющие свой узор к адрасу одежд, услышала щебет ночных птиц, заполняющий тишину, и плавную, ритмичную медитативную музыку. И мне хочется верить, что та поездка и долгие разговоры с Сашей стали шагом к постижению тайны таланта художника.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website