Мария Филатова, научный сотрудник музея Востока, куратор выставочных проектов Фонда Марджани
Азат Миннекаев
Рассказ от первого лица
Весной 2019 и затем в феврале-марте 2020 года Фонд Марджани провел две выставки Азата Шамилевича Миннекаева под общим названием, предложенным самим художником, – «Небесные странники». Первая выставка была в Казани, в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ, вторая – в Уфе, в Башкирском художественном музее имени М.В. Нестерова. Обе прошли с большим успехом, а их открытия оказались неординарными.
Казань и Уфа
Коротко о выставках
В Казани Азат продемонстрировал не только свою персональную выставку, но и, причем не в первый раз, талант дизайнера экспозиции. В залах центра «Эрмитаж-Казань» он по собственным эскизам монтировал большую сложную экспозицию «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи».

Открытие в Уфе оказалось связанным с личными переживаниями художника. В этом городе Азат родился в 1958 году, окончил Уфимский государственный институт искусств, факультет станковой живописи. С 1983 года в течение семи лет работал сценографом в Башкирском кукольном театре. Затем наступил очень насыщенный период. Он покинул Уфу, со временем осел в Санкт-Петербурге, где живет и по сей день. Ему довелось жить и работать и на Аляске, и в Вологде… На открытие выставки в музее им. Нестерова собралось очень много народу. Больше половины гостей – родственники, друзья, знакомые, коллеги по кукольному театру из уфимского периода жизни. Пожалуй, впервые я, как куратор, наблюдала настолько душевный вернисаж – встречу давних друзей, их разговоры и воспоминания.

Не будем пересказывать биографию художника, она изложена в пресс-релизах к выставкам на сайте Фонда. В экспозициях были представлены работы, созданные в период с 2010 года из коллекции Фонда Марджани: живопись «Тюркского цикла», эскизы иллюстраций к книгам «Сказание о Йусуфе», изданной в Лондоне, к сборнику татарских сказок, выпущенному Фондом Марджани, и к готовящейся Фондом к выпуску книге татарского эпоса «Идегей».

На обеих выставках мы впервые подготовили комментарии к каждой живописной работе Азата. Обычно выставки сопровождают обобщенные экспликации, рассказывающие о жизни и творчестве художников. В этом же случае нам показалось важным донести до зрителя, что заложено в каждой работе. По словам самих зрителей, в комментариях им открывался не только подлинный смысл каждой картины, но и образ мыслей автора. И сейчас мы приглашаем вас в виртуальный зрительный зал, где вы увидите работы Азата Миннекаева и узнаете то, что было бы недоступно без комментариев художника.

Мы приглашаем вас в виртуальный зрительный зал, где вы увидите работы Азата Миннекаева и узнаете то, что было бы недоступно без комментариев художника
Азат Миннекаев на открытии персональной выставки в Уфе. 14 февраля 2020 года
Когда я летел в Магадан из Петербурга, самолет сделал промежуточную посадку в Абакане. Я понял, что там родился в прошлой жизни, там я чувствую себя на родине. Большой Минусинский котел – удивительное место, невероятно плодовитая земля. Оттуда выплеснулись скифы, таштыки, гунны, тагарцы, другие народы. Здесь захоронения, курганы древних тюркских народов, объединенных поклонением Тенгри, Хозяину вечного неба. И именно здесь я, наконец, ощутил свои корни, инфернальную связь с предками. Нечто подобное я чувствовал в Синьзяне, населенном уйгурами.

Я много раз ездил в Хакассию, Тыву. До поездки в Хакассию начался мой "Тюркский цикл". Здесь жизнь существует в другом измерении, в тесной связи с природой, и многое скрыто, недоступно туристам. Здесь живут шаманы, наделенные сильным даром. Они проводят свои обряды в священных потаенных местах. Когда попадаешь сюда, возникает иллюзия, что на много километров вокруг полное безлюдье. Но оказывается, что совсем недалеко есть поселение, лагерь туристов, административная дорога. Местные жители ревностно охраняют места силы от вторжения чужих. Много веков они справляют свои древние культы, сохраняя гармонию, естественную природную философию жизни. Для меня важно поехать в эти места, побыть там и ощутить их магическую силу, а потом, по возвращении, рождаются ощущения от знания, и эти ощущения я переношу на холст. Мои работы могут казаться фантастичными. Но это абсолютная реальность. Я создаю свою реальность, в которой есть темп, сила и энергия тех мест. Холст для меня – это шаманский бубен, кисточка – колотушка. Я не люблю одевать в рамы свои картины. Какая может быть рамка? Это как бубен в футляре…
Азат Миннекаев, художник
Озерный бык. 2018
Холст, акрил. 150х130 см
Существует легенда про озерного быка, который выходит по ночам на берег. Местные жители иногда оставляют своих коров на ночном пастбище в надежде, что озерный бык оплодотворит их и коровы дадут сильное потомство. Сейчас раннее утро, и Озерный бык возвращается с пастбища. Вдали виднеется юрта – единственное жилище на много километров вокруг.
Охота Тенгри с небесными тиграми. 2008
Холст, акрил, темпера. 100х150 см
Воины Тенгри. 2011–2018
Холст, акрил. 120х140 см
Рядом проходит федеральная трасса Красноярск-Эрзын. Скалы, над которыми поработал ветер, – каменные воины. Фигуры всадников – неважно, реальны они или духи. Они повторяют движение скал. Я выбрал точку зрения с высоты птичьего полета. Долго рисовал, искал нужный ритм.
Гадание на лучке. 2009–2012
Холст, акрил. 80х160 см
Туман, уходящий к облакам, рождает состояние покоя. Шаман камлает на лучке – уменьшенной копии лука. Этот шаман невысокого ранга. Ему еще далеко до обрядов с бубном. Равновесие и покой лучка подчеркивают покой окружающего мира.
Мои работы могут казаться фантастичными. Но это абсолютная реальность. Я создаю свою реальность, в которой есть темп, сила и энергия тех мест.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website