Transformatio. Современное искусство Дагестана

Мария Филатова, куратор проекта

В апреле 2020 года мир потерял одного из величайших кураторов и арт-критиков – от осложнений, вызванных коронавирусом, скончался Джермано Челант.
Джермано Челант – художественный директор Фонда Prada, главный куратор Музея современного искусства Соломона Р. Гуггенхайма, куратор 47-й Венецианской биеннале, главный редактор нью-йоркских журналов «Арт Форум» и «Интервью», обозреватель итальянского журнала «L´Espresso». В 1967 году ввел термин «бедное искусство» (arte povera) применительно к направлению в итальянском искусстве и написал несколько книг об этом направлении, курировал множество выставок современного итальянского искусства в главных музеях мира.
Всей своей деятельностью Челант утверждал важную идею. В частности, она высказана в замечательном интервью, взятом Анной Толстовой, обозревателем журнала «Коммерсантъ Weekend», в номере от 06.03.2018. Идея Челанта: искусство не может быть представлено вне исторического и культурного контекста, и, говоря об искусстве, важно всегда осознавать этот контекст. Мысль очевидная, однако ей далеко не всегда следуют концепции выставок.
В связи с этим утверждением в течение двух недель обратимся к двум проектам Фонда Марджани. Один из них посвящен современному дагестанскому искусству, другой – живописцу Александру Акилову. Эти художники всем своим творчеством побуждают размышлять о времени, месте и культурных особенностях, и их произведения – наглядное тому свидетельство.
Transformatio. Современное искусство Дагестана
Выставка проходила летом 2018 года в Санкт-Петербурге, в музее современного искусства Эрарта, и летом 2019 года в Казани – в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Экспозиция объединила актуальных дагестанских художников, работающих в Махачкале, Москве и Лондоне. Их творчество сложилось как альтернатива официальному искусству, оно существует в живом разнообразии стилевых манер. В работах мастеров существует равновесие между этническим своеобразием и внутренней свободой, между складывающимися веками эстетическими нормами и новыми запросами, которые сформировались под воздействием мировой культуры ХХ века.

Латинское слово в названии выставки означает «преобразование, превращение». Трансформация — основа творчества, естественный процесс в ходе развития искусства как важнейшей сферы человеческой деятельности.
Творчество каждого мастера интонационно связано с Дагестаном. Это может быть обращение к традициям народов республики, к орнаментам и фактуре декоративно-прикладного творчества, суровому ландшафту, характерам, особой жизненной философии, которая отличает жителей республики от других народов. В искусстве художников есть и реакция на современность, отражение социальных, культурных проблем.
Эдуард Путерброт (родился в 1940 в Махачкале, трагически погиб в 1993) – философ, искусствовед, живописец, график, сценограф. Его произведения часто бессюжетны, в них художник создает многослойные картины мира. Есть в этих работах и театральное начало: Путерброт работал главным художником Кумыкского музыкально-драматического театра, а затем Русского драматического театра в Махачкале. Он объединил вокруг себя группу художников – Магомеда Кажлаева, Ибрагимхалила Супьянова, Апанди Магомедова. Между ними чувствуется духовная общность, будто они владеют только им ведомым тайным языком, в котором важную роль играют символы и знаки; их работам присущи сдержанность и лаконичность образов.
Театральное искусство занимает значительное место в творчестве Ибрагимхалила Супьянова. Ибрагимхалил родился в селении Верхний Каранай Буйнакского района Дагестана (1951). С 1975 года он работает художником-постановщиком в дагестанских театрах. В его творчестве живет, благородная культура аварского народа. Работы из серии «Помнят песню» – многослойные по технике и глубокие по философскому содержанию. «Стена» – живописное полотно из нескольких панелей, красочные напластования которых символизируют человеческую жизнь, жизнь предмета и его изменения во времени. Скульптуры Супьянова – трехмерное воплощение живописи мастера.
Апанди Магомедов родился в Махачкале (1956). Он проявляет себя в разных сферах творчества: пишет картины, расписывает ткани, делает коллажи, рельефы, мастерски обыгрывая всевозможные материалы: дерево, кожу, металл, веревки, проволоку, нити. Распространенному в селениях дагестанцев материалу, кизяку, Апанди посвятил целый проект. Из подобных неожиданных материалов он создает фактурные композиции сложной структуры. Учеба в текстильном институте в Москве и в дальнейшем работа с тканями также нашли претворение в рельефных композициях художника – его работы часто состоят из множества повторяющихся элементов, подобных орнаментальным раппортам.
Уроженец лакского селения Кази-Кумух Магомед Кажлаев (род. 1946) начиная с 1970-х живет в Москве. Принимал участие в «квартирных» выставках неофициального искусства. Работы Магомеда – это, по его же определению, «преодоление пространства». Композиции Кажлаева, орнаментальные на первый взгляд, – не узоры, они не воспроизводят какие-либо традиционные декоративные мотивы и схемы. Процесс работы медитативен − художник пытается «уловить вибрации Вселенной» и перенести их на бумагу или холст. Главное для него – войти в то состояние, когда рука сама выводит линию, превращая ее в каллиграфическую композицию.
Аладдин Гарунов родился в дагестанском селении Укуз (1956). Окончил отделение художественной обработки металла Московского высшего художественного-промышленного училища (бывшее Строгановское). Живет и работает в Москве. Аладдин использует в своих работах смелые сочетания материалов и фактур. Экспериментируя, вступая в диалог с пространством, он дополняет классическую технику холст-акрил резиной, фрагментами ковров, достигая неожиданных и сильных визуальных эффектов. Фотографии жителей дагестанских селений, пейзажные мотивы и современная техногенная этнография – основа серий «Этно-техно», «Среда обитания». Сохраняя исходные образы, художник трансформирует их, смешивая элементы поп-арта и этническую традицию, и в результате рождает мощную метафору.
Таус Махачева родилась в Москве (1983), имеет диплом бакалавра Голдсмитс колледжа (Лондон, 2007) и магистерскую степень Королевского колледжа искусств (Лондон, 2013), окончила Институт проблем современного искусства (Москва, 2009). Таус – человек мира, яркая представительница мирового современного искусства, победительница множества международных конкурсов, чьи работы приобретаются крупнейшими музеями. Творчество Таус основано на дагестанском материале во всем его разнообразии – это не только история, культура народа, но и современный социум.
Наталия Мали родилась в Махачкале, живет и работает в Лондоне. Окончила факультет кино и современной фотографии Йельского университета, США. Выставляясь с 2000 года, Наталия приобрела известность в таких направлениях, как постановочная фотография, видеоарт, инсталляция, коллаж и перформанс. Мали создает собирательные образы, в основе которых лежит многолетняя работа в архивах, изучение истории и культуры ее народа.
Мурад Халилов – художник, автор видеоработ, короткометражных фильмов направления артхаус. Мурад родился в селении Кубачи (1976). После окончания художественно-графического факультета Дагестанского педагогического училища учился в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров при ВГИКе. Живописная серия «Red» – один из этапов творчества. Работы появлялись на протяжении 2005–2006 годов по возвращении Мурада в Махачкалу после учебы. В них воплотилось множество эмоций, пережитых художником в сложный для него период в жизни. Видео-зарисовки – это размышления об окружающей художника действительности, современных реалиях и отголосках прошлого.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website