Женские ювелирные украшения крымских татар
Екатерина Станиславовна Ермакова, куратор выставки "ХАЙТАРМА. Искусство крымских татар", кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Отдела искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Государственного музея Востока, заслуженный работник культуры РФ
Когда в 2014 году Фондом Марджани и Музеем Востока была устроена выставка, посвященная искусству крымских татар, многие впервые смогли познакомиться с потрясающим ювелирным искусством этого народа. Наряду с произведениями современных художников и мастеров были показаны старинные женские украшения из коллекции Фонда Марджани и Музея Востока.

Афиша выставки "ХАЙТАРМА. Искусство крымских татар"
Государственный музей Востока, 29 мая - 29 июня 2014 года
«Свои волосы они заплетают сзади в столько косичек, сколько позволяют волосы…»
отметил в своем дневнике знаменитый географ Петр Симон Паллас
Прежде чем обратиться к самим украшениям, наверное, стоит, немного рассказать о женском костюме и о разных женских уловках – как сделать себя красивой.
Для этого я обратилась к материалам каталога упомянутой выставке и другим статьям, написанным специалистом в этой области Ульвие Аблаевой. Моя роль была более чем скромной – сократить, выбрать самое важное, что-то от себя добавить, чтобы увязать одно с другим.
Надо сказать, что в мусульманском обществе самоизоляция женщин, во-первых дело, привычное, а во-вторых, оно никогда не приводило к «самозапустению» – женщины всегда заботились о своей привлекательности, дабы не утратить очарования в глазах законного супруга. Крымские татарки исключением не являлись, продолжая следовать традиции своих мам и бабушек, знающих толк в искусстве красоты.
Чужеземцы, посещавшие Крым в XVIII–ХIХ веках, не могли обойти вниманием местных красавиц и старались запечатлеть их наряды и прически. «Свои волосы они заплетают сзади в столько косичек, сколько позволяют волосы…» – отметил в своем дневнике знаменитый географ Петр Симон Паллас, описавший быт народов Российской империи во второй половине XVIII века. Многочисленные тонкие косички девочке начинали заплетать с трех лет, девушка ходила с ними до самого замужества. Выйдя замуж, молодая женщина начинала заплетать волосы в две косы, подстригая прядки на висках, которые завивались в локоны зилиф/зелифе/зулуф/зульф и даже окрашивались. Иногда молодая женщина и после замужества некоторое время привычно заплетала мелкие косы, и только подстриженные локоны выдавали в ней замужнюю даму.
Крымские татары. Старое фото
Татарки, жившие в степных районах полуострова, никаких вольностей себе не позволяли, предпочитая укладывать косы вокруг головы. Женскому идеалу красоты в традиционной культуре крымских татар соответствовали только длинные волосы, за ними тщательно ухаживали, вплетая в них специальные амулеты для защиты от сглаза сач дувасы, в которые вкладывали священные молитвы, служившие талисманами благополучия.
Помимо всего прочего у крымских татарок было распространено ритуальное окрашивание волос. В качестве красителя использовали хну, в большом количестве поставлявшуюся в Крым, и местное растение хна чичеги/лялименки. Кроме волос женщины красили хной кончики пальцев рук и даже стопы ног. Во время проведения свадебных обрядов, невесте наносили на ладони специальные рисунки, состоящие в основном из точек, линий, S-образного знака арслан агъыз (с крымскотатарского «пасть льва»), имевшем исключительно магическую охранную символику.
В 1926 году Усеин Боданинский, большой знаток культуры крымских татар, легендарный основатель Бахчисарайского музея в Ханском дворце, зарисовал ладонь и тыльную часть руки женской руки. Большая точка в центре ладони означала солнце, точка в центре и еще четыре по периметру – солнце и звезды. Кроме перечисленных рисунков, наносили также символ ислама «айнен йылдыз», т.е. полумесяц со звездой.
В старину нанесение косметики – белил, румян, сурмление бровей с точкой на переносице, крашение хною ладоней и тому подобные процедуры были не столько простым украшательством, а чем-то вроде ритуальной обязанности женщины.
Крымские татарки были не только «пользователями» косметики, но и ее «производителями». Рецептуры некоторых косметических средств (например, для блеска глаз !) и даже способ изготовления белил, т.е. пудры, которая давала матовый цвет «подобный цвету кожи», применявшихся более двух с половиной веков назад, дошли до наших дней. Для подводки глаз и окрашивания бровей предназначалась истолченная в порошок сурьма. Надо заметить, что брови не только чернили, но и подкрашивали хной, а также соединяли в одну линию.
Основу женского костюма составляли широкая полотняная рубаха-платье «тюб кольмек» туникообразного кроя и так называемые штаны с широким шагом. Поверх рубахи надевалось распашное платье – «чабуллу антер» – с отделкой золотным галуном по всему периметру и длинным узким рукавом, отворот которого – «енькъапакъ» – украшался золотной вышивкой. Глубокий вырез платья закрывала специальная деталь – «кокуслюк», которая выполняла утилитарную и декоративную функции, – на нее нашивали золотые монеты или оформляли иным способом. Обязательными элементами костюма были головные уборы: у девочек, девушек, молодых женщин – невысокие конусообразные шапочки «фес» с различными украшениями, поверх надевали легкие, длинные шарфы «фырланта». Женщины в возрасте повязывали голову платком, поверх которого в определенных ситуациях (молитва, поминки) накидывали длинное ритуальное головное покрывало «марама». Специальное покрывало «фередже», которым мусульманская женщина обязана была «огородиться» от внешнего мира, у крымских татарок представляло собой накидку белого цвета, использовавшуюся в большей степени горожанками, чем жительницами горных сел. Зимней одеждой крымским татаркам служили короткие вышитые курточки «салта марка», или курточки с меховой отделкой «тончукъ» в праздничных случаях, или большие теплые платки «шал» в повседневности. Силуэт традиционного женского костюма был Х-образным, т.е. с жестко фиксированной линией талии, что достигалось как специальным кроем платья, так и обязательным поясом с ювелирными пряжками.
Крупнейшими ремесленными центрами Крыма были Бахчисарай, Карасувбазар (Белогорск) и Кезлев (Евпатория). Все цехи ремесленников традиционно придерживались узкой специализации. По словам известного краеведа Х. Кондараки, самыми зажиточными были те мастера, кто занимался изготовлением сабель, ружей, ножей и медной посуды. Цех золотых дел мастеров и филигранщиков «куюмджи-ве-алтунджи» имел своего легендарного патрона – пир Мухсин бин Османа – основателя ювелирного дела. Мастера-ювелиры занимали особое положение благодаря великолепному качеству своих изделий, которые сбывались не только на местных рынках, но ценились далеко за пределами полуострова. Крымскотатарские мастера владели разнообразными ювелирными техниками, но отличительной чертой национального ювелирного искусства и его символом является объемная ажурная филигрань.

Накладка на женскую шапочку
Государственный музей Востока
Секреты изготовления крымской филиграни передавались из поколения в поколение. Местные ювелиры использовали две основные разновидности филиграни: фоновую, при которой узор из тонкой серебряной или золотой проволоки напаивался на пластину, и ажурную, когда филигрань образовывала сквозное кружево. И в том и в другом случае филигранные узоры дополнялись шариками зерни. Способом филиграни изготовлялось круглое или звездчатое украшение «тепелик», прикреплявшееся на донце женской шапочки «фес», детали для женских поясов.
Ажурная поясная пряжка и подвижные детали S-образной формы «сулюк» крепились на плотный галун из золотных нитей. Излюбленная форма пряжки пояса «йипишли къушакъ» (от крымскотат. «йипиш» – серебряная нить) своими очертаниями напоминала виноградные листья или крылья бабочки. Существовали также металлические пояса, состоящие из подвижно соединенных ажурных звеньев разнообразных форм. Некоторые виды чеканных пряжек женских поясов соединялись при помощи миниатюрного кинжальчика, из-за чего получили название «къамалы къушакъ» (от «къама» – кинжал). Пояса ювелирной работы пользовались большой популярностью: их носили и женщины, и мужчины, и даже малые дети. Замужние женщины по праздникам носили самые роскошные пояса с объемными пряжками. Девушки, собираясь к фонтану за водой, надевали серебряный пояс.
Были известны и другие традиционные виды женских украшений: налобное украшение «баш-алтын» в виде металлической ленты с многочисленными подвесками, височные подвески «зулюф-аскъы», разнообразные серьги, браслеты «билезлик», кольца – «юзюк». У самых богатых женщин, кроме обязательных пояса и дорогой украшенной фески, на груди еще было многослойное ожерелье «герданлыкъ» с футлярами – «амайыл», в которые вкладывали священные коранические тексты. Роль нагрудного украшения выполнял матерчатый нагрудник «кокуслюк», который закрывал вырез на груди платья и украшался монетками «пул» или олотым шитьем.

Пара браслетов
Коллекция Фонда Марджани
Фонду Марджани удалось собрать небольшую коллекцию ювелирных изделий крымскотатарских мастеров, в которую входят несколько прекрасных праздничных поясов и тепеликов. Один из поясов отличается необычной пряжкой филигранной работы, украшенной оригинальной деталью в виде ремешка, продетого в петлю. Эти замечательные произведения ювелирного искусства прекрасно дополняют достаточно обширную коллекцию традиционных украшений мусульманских народов Средней Азии и Кавказа, Поволжья, а теперь еще и Крыма XIX–начала XX века, принадлежащую Фонду Марджани.
Женский пояс«йипишли къушакъ». Конец XIX — начало XX века. Серебро, галунная лента,
филигрань, зернь, позолота. 8×19,8 см. Коллекция Фонда Марджани
В коллекции Музея Востока изделия крымскотатарских мастеров также немногочисленны, но все они относятся к лучшим образцам ювелирного искусства – это женская феска с тепеликом, подвесками и круглыми бляхами «пул» в виде монет, три великолепных женских пояса, несколько отдельных «тепеликов» и ажурных розеток «гуль», которые в учетной документации записаны как пуговицы, но, видимо, являются украшениями для женской фески.
Думаю, что для первого знакомства достаточно. По крайней мере, вы уже не спутаете украшения крымских татар с украшениями казанских татар, потому что это два разных народа и костюм у них совершенно разный. Хотя и те и другие были великолепными мастерами филиграни, но опять же совершено разной.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website