Украшения казанских татар

Ермакова Екатерина Станиславовна, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Отдела искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Государственного музея Востока, заслуженный работник культуры РФ

В чем отличие украшений казанских татар и с чем их можно спутать, несмотря на большое своеобразие?
Какой исторический период можно назвать этапом расцвета это вида искусства?
Что входит в традиционный комплекс татарских украшений?
и много другое
В собрании Фонда Марджани представлено несколько великолепных ювелирных изделий казанской работы – воротниковая пряжка, накосные подвески, серьги и нагрудник с бляхами. Часть татарской коллекции включает и несколько замечательных вышивок конца XIX- начала XX вв., в том числе и калфаков.
Представляем Вашему вниманию рассказ Екатерины Станиславовны Ермаковой

Разобраться в этой теме меня заставил анекдотичный случай. Поучительная история о том, как надо осторожно пользоваться информацией из Интернета. В одной из групп, на которую я подписана в Facebook, промелькнула красивая подборка со старинными армянскими украшениями. Я тут же отправила ее к себе на страницу, чтобы не потерять – все, что касается ювелирного искусства Кавказа, Средней Азии, Поволжья меня очень интересует. И что же я там обнаружила? Не поверите. На одном из фото была великолепная подборка татарских украшений. Пришлось ввязаться в спор с автором этого поста. На мои возражения, автор привел железобетонные доказательства в виде статьи о ювелирном искусстве Армении в интернет издании mostga.am. с единственной иллюстрацией – тем самым фото. Вот ссылка на статью http://mostga.am/kultura/yuvelirnoe-iskusstvo-armenii-1357.html#itemCommentsAnchor. Более того, это фото выскакивает в первых рядах при запросе «Традиционные армянские украшения». Казалось бы, журналистская небрежность, ляп – а сколько вреда может нанести, ввести в заблуждение. После небольшого расследования нашлась ссылка на источник этого фото. https://prosvetcult.ru/r/rf/events/32326 с информацией о выставке «Декоративно-прикладное искусство казанских татар: история и современность» из собрания Национального музея Республики Татарстан, которая состоялась в марте 2016 года в Музее-заповеднике М.А. Шолохова. Чем дело закончилось? Да, ничем. Написала комментарий на странице Интернет издания – не ответили. Правда, сегодня я там этой статьи не обнаружила, но по другой ссылке она по-прежнему открывается. Автор подборки «армянских украшений» самоустранился. Зато вся эта история вдохновила меня рассказать вам про Украшения казанских татар
В чем их отличие и с чем их можно спутать, несмотря на большое своеобразие?
О ювелирном искусстве казанских татар XVIII- XIX веков обычно пишут как о периоде расцвета. Я бы сказала – все относительно. Если заглянуть в историю, то у волжских булгар такой расцветище был, что все последующие поколения ювелиров могут локти кусать с досады – не достичь им такого высочайшего мастерства.

В XIX-начале XX века богатые татарки украшали себя по-царски. И украшения носили очень выразительные и необычные. Форма главных украшений была обусловлена структурой традиционного костюма. Отчасти татарский костюм перекликается с казахским. Кажется, что в какой-то момент они были близки, но потом разошлись в разные стороны, кое-что оставив на память о былом. Казашки в качестве свадебного головного убора надевали высокий конусообразный саукеле. По мнению историков, в далеком прошлом нечто подобное было и у татар. Легендарная царица Сююмбеке, правительница Казанского ханства XVI века, изображалась в похожем головном уборе. Предполагают, что со временем эта шлемообразная шапка опростилась и превратилась в мягкий калфак, богато украшенный золотной, шелковой или бисерной вышивкой. Но лично мне больше нравится, когда он расшит малюсенькими «кулечками» из ткани.
Женский головной убор калфак. Нач. 20 в. Бархат, вышивка. Коллекция Фонда Марджани
В традиционный комплекс татарских украшений входили разнообразные ювелирные изделия. Самыми впечатляющими были
Нагрудная перевязь хасите
Пожалуй, это самое необычное татарское украшением. Уж ее ни с чем не спутаешь. Это украшение больше всего бросалось в глаза путешественникам, и они не забывали отметить его в своих заметках. Хасите представляет собой широкую матерчатую ленту, которую надевали через плечо. Через какое плечо? – тут возникают разночтения. Я считаю, что через левое, чтобы под правую руку спускалась. Возможно, перевязь хасите появилась в костюме благодаря обычаю мусульман носить на себе особые амулеты или мешочки с зашитой в них охранительной молитвой или текстом из Корана. Ленту сплошь расшивали серебряными украшениями, в дело шли пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. В старину перевязь надевали на новобрачную при выезде в дом мужа. Она предохраняла от злых сил и символизировала плодовитость и богатство.
Воротниковые застежки яка чылбыры
Тоже весьма эффектное и оригинальное украшение, которое в XIX веке имело распространение у татар разных этнических групп. Помимо чисто декоративной функции, шейно-нагрудные украшения татарок скрепляли ворот и прикрывали разрез женской рубахи.
Воротниковые застежки яка чылбыры. Серебро, золочение, бирюза, филигрань. Конец XIX в. Коллекция Фонда Марджани
Матерчатые нагрудники изю украшали вырез камзола. Кстати, и казашки носили вышитые нагрудники. У казанских, сибирских, астраханских татар высшего сословия были в ходу драгоценные нагрудные украшения из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы-айчык, которые инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.

Нагрудник изю. Серебро, золочение, бирюза, сердолик, филигрань. Конец XIX в. Коллекция Фонда Марджани
Ожерелья муенса, популярные среди татарского населения, низали из бус, бисера, монет, разноцветных камней.

НМРТ КП-10216-7 СС-751 Ожерелье_1
Ожерелье муенса из коллекции Национального музея Республики Татарстан
Среди головных украшений самое широкое распространение имели накосники чулпы. Их делали из монет, фигурных блях преимущественно лопастной формы, сканых деталей.

Накосник чулпы. Серебро, золочение, бирюза, аметист, филигрань, монеты. Конец XIX в. Коллекция Фонда Марджани
Каптырма традиционное украшение в виде застёжки-пряжки из 2-3 блях с крючком и петлёй, с подвесками или без них. Каптырма служила для скрепления и украшения камзолов. Каптырму украшали растительным орнаментом, арабской вязью, боковыми фестонами, вставками из агата, жемчуга, сердолика, бирюзы, гранёного цветного стекла и др. Рисунок, кайма и фон выполнялись гравировкой, чеканкой, чернением, филигранью, штамповкой, серебрением или золочением.

Серьги любили татарки всех возрастов. Девочки впервые надевали серьги в трех-четырехлетнем возрасте. Их носили до глубокой старости. Особенно характерны миндалевидные сканые серьги с подвесками татар сыргасы. Некоторые татарские серьги можно и с русскими спутать, а некоторые и с бухарскими.

Серьги. Серебро,золочение, бирюза, филигрань. Конец XIX в. Коллекция Фонда Марджани
В татарских украшениях широко использовались ювелирные бляхи, некоторые из них действительно напоминают бухарские. Они служили не только украшениями, но и имели значение амулетов и оберегов. Некоторые украшения являлись амулетницами, куда вкладывали специальные охранительные молитвы – определенные суры Корана. Носили их чаще всего на цепочке на шее, как медальоны (Коран савыты). Однако нередко амулеты, как уже говорилось, прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.
Филигранная бляха. Серебро,золочение, сердолик, бирбза,филигрань.кон. 19 в. Коллекция Фонда Марджани
Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке. Верили, что это помогает сохранить привязанность мужа. То же касается и перстней. «Собираясь же в гости, она унизывала ими едва ли не каждый палец»,— писал известный исследователь быта казанских татар К. Фукс. Браслеты делались сплошными или составными. Составные — браслеты, состоящие из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки.

Татарский браслет Белэзек
Женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром. Мужские перстни служили украшением и печатью, на них указывалось имя владельца и даже место его проживания. Делали перстни с именем возлюбленных, с поэтическими строками или со священными именами.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Татарские ювелиры, в особенности казанские, виртуозно пользовались всевозможными техниками: плоской, бугорчатой и накладной сканью, чеканкой, литьем, гравировкой, чернением, зернью, инкрустацией драгоценными камнями. Бугорчатая скань – наивысшее достижение ювелирного искусства казанских мастеров, их фирменный знак. От плоской филиграни она отличается тем, что завиток проволоки закручивается в виде низкого конуса таким образом, чтобы выступать над плоскостью.
Наиболее крупным центром ювелирного дела была Новотатарская слобода в Казани, где располагались целые кварталы с ювелирными мастерскими и районы Заказанья (Лаишевский, Сабинский, Мамадышский, Рыбнослободский).
При том, что традиционный комплекс ювелирных изделий татар отличался большим своеобразием, некоторые украшения, созданные казанскими ювелирами, пользовались популярностью не только у татар, но и у русских, башкир, удмуртов, марийцев, чувашей, казахов, узбеков. Это касается таких универсальных форм как кольца, браслеты, амулетницы. Татарские сканые накосные подвески в виде коромысла настолько полюбились казахам, что они с гордостью считают их своими. В Средней Азии татар было не мало. Татарские мулы несли просвещение в казахские степи, татарские купцы везли ткани и украшения, распространяя модные новшества, например, черный бархат, из которого в начале ХХ века казашки и узбечки принялись шить


Познакомиться с татарским ювелирным искусством можно в Национальном музее Республики Татарстан, в Российском этнографическом музее и Кунсткамере в Петербурге. А пока рекомендую каталог "Сердечной тайны шелковый узор", выпущенный к выставке «Татарский костюм: история и современность», а также монографию С.В. Сусловой «Женские украшения казанских татар»





Каталог "Сердечной тайны шелковый узор"
Женские украшения казанских татар
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website