Кроме религиозных установок, с украшениями связано множество народных суеверий, уходящих корнями в доисламские времена. Традиционные представления много внимания уделяют дарению ювелирных изделий. Например, исследователь казахских украшений Ш. Ж.Тохтабаева, приводит примеры, использованию даров в виде украшений даже в лечебных целях. Чтобы излечиться от тяжелого недуга, следует заказать ювелиру какое-нибудь очень эффектное ювелирное изделие. Если кто-нибудь его похвалит, то нужно немедленно дарить это украшение, чтобы отвести болезнь от себя (своего рода переносная магия). Украшения могли служить и способом искупления. Так беременная женщина давала обещание в случае благополучного исхода родов, подарить что-либо из своих драгоценностей подругам или родственницам. Такой обычай был известен и узбечкам Ташкента. На сороковой день после рождения ребенка приглашенные женщины вручают матери свои подарки, и могут попросить у нее любое ее украшение. Отказать им в этом страшно, иначе можно навлечь болезнь на ребенка. Украшения используются и как действенное средство приворотной магии. Знахарка заговаривает серьги, чтобы привлечь внимание понравившегося юноши. Или кольца, чтобы пища, приготовленная девушкой в этих кольцах, имела отменный вкус. Избранник, попробовав это угощение, должен всем сердцем привязаться к ней. Дарение украшений фигурирует на всех этапах свадебной обрядности. Они являлись обязательной частью приданого. Состоятельные родители после сватовства заказывали ювелиру целый комплект модных на то время украшений. В качестве материала часто использовались старые изделия, обветшавшие или вышедшие из моды. У казахов на следующий день после свадьбы невестка должна была проснуться раньше всех, чтобы привязать одно или несколько колец к веревке, свисающей с купольного отверстия юрты, в дар родственницам мужа.
Образ жизни народов, сказывался и на отношении к украшениям. При том, что у среднеазиатских народов в обычаях, связанных с ювелирными изделиями, было много общего, но были и существенные различия. Если казашка обязана носить пояс, то узбечка могла надевать его, отправляясь на похороны. В повседневной жизни приличные женщины пояса не носили.Украшения сопровождали женщину всю сознательную жизнь – сначала по нарастающей, потом по убывающей.