Котюкова Татьяна, кандидат исторических наук, руководитель Центра исламоведения Фонда Марджани, заведующая сектором истории Центральной Азии 19-20 веков Института всеобщей истории РАН
«Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии
К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой»

Своеобразную серию книг посвященных памяти выдающихся русских и советских исследователей Центральной Азии продолжил сборник «Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии: К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой» (М., 2018).

Балкис – это кораническая Билкис, царица Савская. Балкис Кармышева, без преувеличения, стала царицей этнографии Центральной Азии.


Работа Б.Х. Кармышевой «Каратегинские киргизы» вышла в свет в 2009 г., уже после ухода ее из жизни. А ведь еще опубликованы капитальные исследования «Узбеки-локайцы Южного Таджикистана» (1954 г.), «Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана» (1976 г.) и десятки статей. Научное наследие Балкис Халиловны давно и прочно признано классикой отечественной этнографии.
В наше время былые полевые исследования, составлявшие славу и гордость русской и советской этнографии, многими воспринимаются как архаика. Знание о народах, их духовной и материальной культуре подменяются различными социологическими выборками, а то и новомодными этногенетическими построениями. Поэтому работы Балкис Кармышевой и ученых её поколения приобретают на этом фоне еще большую ценность…
Балкис Халиловна, родившаяся в 1916 г. в Кульдже (ныне это Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), буквально обошла всю Среднюю Азию. Горные кишлаки, юрты кочевников, махалли древних городов – везде у неё были друзья, с которыми она (в прямом смысле) находила общий язык.
Ее отец – Халиль Фатыхович Кармышев – родился в семье муллы, в степном Заволжье, в старинной татарской деревне Алтата Самарской губернии (ныне Саратовской области). Окончив медресе, Халиль в поисках работы отправился на знаменитую Макарьевскую ярмарку в Нижний Новгород, где нанялся приказчиком к уйгурскому купцу из Кульджи. Мать Балкис Халиловны, Галия Шахмухаммедовна, происходила из Казанской губернии. Её семья также переселилась в Кульджу. Многонациональный город, где жили уйгуры, казахи, дунгане, татары, русские, стал для Балкис первым опытом познания разных цивилизаций. В семье Кармышевых читали газету «Тарджеман» Исмаила Гаспринского, выписывали журналы из Казани, Оренбурга, Баку. Джадидский уклад семьи формировал особое мировоззрение, в рамках которого Восток воспринимался и понимался без косности и снобизма. Интеллектуальность и широта взглядов, заложенные еще в детстве родителями, привели Балкис в науку.
В 1930 г. отец был репрессирован и сослан на Колыму. Балкис помогала матери, работала в Андижане на текстильном комбинате, в сельсовете, в школе. Нужно было поднимать многодетную семью, оставшуюся без кормильца.
В годы Великой Отечественной войны она смогла продолжить учебу. В это время в эвакуации в Узбекистане находились ученые, составившие славу советского востоковедения, – А.Ю. Якубовский, А.А. Семенов, С.П. Толстов, И.И. Зарубин и другие. Балкис было у кого учиться. И она училась…
В 1946 г. Кармышева окончила в Ташкенте исторический факультет Среднеазиатского государственного университета по кафедре археологии, которой в то время руководил легенда археологии Центральной Азии М.Е. Массон. Так совпало, что сборник, посвященный памяти Балкис Халиловны, выходит в год столетия старейшего высшего учебного заведения Центральной Азии. Несколько раз за век своего существования университет менял название – Туркестанский, Среднеазиатский, Ташкентский, а ныне Национальный университет Узбекистана. Кармышева никогда не забывала свою альма-матер, и университет-юбиляр может гордиться своей выпускницей!
В 1945 г. по инициативе М.С. Андреева Институтом истории языка и литературы Таджикского филиала АН СССР впервые было начато этнографическое изучение тюркского населения республики, которое было возложено на молодую сотрудницу Б.Х. Кармышеву, тогда еще студентку-заочницу последнего курса[1]. Вначале она приступила к обследованию компактно проживавших в Таджикистане локайцев, а в 1954 г. – карлуков, одновременно продолжая исследование и других тюркских субэтносов. Прекрасное знание тюркских языков позволило ей в скором времени стать одним из выдающихся экспертов в области этнографии ряда народов Центральной Азии[2].
Одиннадцать лет, с 1945 по 1956 г., Б.Х. Кармышева вела комплексные этнографические изыскания в Таджикистане. Первым серьёзным большим исследованием Б.Х. Кармышевой была работа «Узбеки-локайцы Южного Таджикистана», изданная в 1954 г.[3]

[1] Подробно о Б.Х. Кармышевой см.: Писарчик А.К. Этнографическая наука в Таджикистане (1920–1990 гг.) / подг. к печ. Н. Бабаевой. Душанбе, 2002. С. 71–74; Губаева С.С. Балкис Халиловна Кармышева (13.07.1916–09.10.2000) // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 154–157.
[2] Писарчик А.К. Этнографическая наука в Таджикистане (1920–1990 гг.). С. 26–27.
[3] Кармышева Б.Х. Узбеки-локайцы Южного Таджикистана. Вып. 1. Историко-этнографический очерк животноводства в дореволюционный период. Сталинабад, 1954.
Как писала сама исследовательница в предисловии к своей книге, задача изучения локайцев, особой группы узбеков, живущих на территории Южного Таджикистана, была ей поставлена в 1945 г. По мнению С.Н. Абашина, этот выбор, сделанный в такое тяжёлое послевоенное время был продиктован сугубо практической логикой. Именно локайцы составляли основную силу антисоветского движения в Восточной Бухаре (на территории будущего Таджикистана) в начале 1920-х гг., и их лидер Ибрагимбек, который со своими отрядами бежал в Афганистан и оттуда продолжал сопротивление, был арестован и расстрелян только в 1931 г. Советские чиновники имели очень поверхностную, скорее всего полную предубеждений, картину об этой группе местных жителей, беспокоились о сохранении её лояльности и думали о том, как полнее интегрировать локайцев в таджикистанское общество[1].

[1] Абашин С. «В лабиринтах этногенеза и этнической истории»: труды Б.Х. Кармышевой как наследие советской этнографии // Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии: К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой. М., 2018. С. 36.
Этот социальный заказ, особенно заметен в заключительной части книги:

«…в атмосфере дружбы народов, воспитанной в трудяшихся массах великой Коммунистической партией, узбеки-локайцы чувствуют себя равноправным членом дружной семьи различных национальностей, населяющих Таджикистан, и с большим энтузиазмом и трудолюбием участвуют в общем деле построения коммунизма в СССР»
При этом содержание самого исследования существовало отдельно от этих выводов, не противоречило им, но и не было их доказательством. Текст словно находился в двух разных измерениях – в идеологическом и собственно академическом.
В следующей книге «Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана», которая была опубликована в 1976 г., Б.Х. Кармышева перешла на более высокую ступеньку обобщения своих представлений об этногенезе и этнической истории народов Центральной Азии. В фокусе внимания были теперь не только Таджикистан и не одна группа, а большая историко-этнографическая область, известная как Восточная Бухара, и всё её население. Задачей был заявлен анализ «формирования этнического состава» районов, которые долгое время считались малоизученной среднеазиатской периферией[1].
Коллег и учеников поражало честнейшее отношение Балкис Халиловны к своей работе. Она была способна часами рыться в словарях, справочниках, специальной литературе, чтобы уточнить какую-нибудь небольшую деталь; не ленилась, если была необходимость, запрашивать   или уточнять какие-либо сведения у коллег, у информаторов и терпеливо ждала ответа. Она без устали переделывала написанное, стремясь к совершенству, причем даже тогда, когда рукопись была уже у редактора. При этом не стеснялась просить прочитать очередной вариант работы коллег, друзей, родственников – всех тех, кто мог своими замечаниями улучшить работу. Эта кропотливость и тщательность, бесконечная шлифовка поглощали значительную часть ее времени, и она писала несколько медленнее, чем могла бы. Но зато все ее работы были филигранны. Они были выверены до предела, небрежных, наспех сделанных работ среди них не было[2]. 

[1] Абашин С. «В лабиринтах этногенеза и этнической истории»: труды Б.Х. Кармышевой как наследие советской этнографии. С. 37–38.
[2] Губаева С. Слово об учителе // Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии: К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой. М., 2018. С. 25.
В сборнике представлены 66 статей 72 российских и зарубежных авторов. Он состоит из двух частей. Первая, мемориальная, посвящена самой Балкис Халиловне, ее научной биографии и наследию. В ней собраны воспоминания о ней ее близких, учеников и коллег, с которыми долгие годы она работала в экспедициях и академических кабинетах. Здесь же представлено документальное наследие Кармышевой, хранящееся в архивах Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан и Институте этнологии и антропологии РАН. Сотрудником этих учреждений Балкис Халиловна была с 1945 по 1956 и с 1956 по 2000 год. Вторая часть сборника поделена на семь самостоятельных разделов и наглядно демонстрирует, насколько велик интерес к современной проблематике в области этнографии, истории и источниковедения Центральной Азии. Первый раздел посвящен вопросам этнического состава населения нескольких субрегионов Центральной Азии – Восточному Туркестану, Ферганской долине, долине Зеравшана, Арало-Кунградскому владению.
В сборнике представлены 66 статей 72 российских и зарубежных авторов. Он состоит из двух частей. Первая, мемориальная, посвящена самой Балкис Халиловне, ее научной биографии и наследию. В ней собраны воспоминания о ней ее близких, учеников и коллег, с которыми долгие годы она работала в экспедициях и академических кабинетах. Здесь же представлено документальное наследие Кармышевой, хранящееся в архивах Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан и Институте этнологии и антропологии РАН. Сотрудником этих учреждений Балкис Халиловна была с 1945 по 1956 и с 1956 по 2000 год. Вторая часть сборника поделена на семь самостоятельных разделов и наглядно демонстрирует, насколько велик интерес к современной проблематике в области этнографии, истории и источниковедения Центральной Азии. Первый раздел посвящен вопросам этнического состава населения нескольких субрегионов Центральной Азии – Восточному Туркестану, Ферганской долине, долине Зеравшана, Арало-Кунградскому владению.
С древнейших времен через территорию Центральной Азии проходили торговые пути, связывавшие Восток и Запад. Интенсивное взаимодействие приводило к переселению и миграциям. Так, в здешних оазисах появились общины евреев, армян, татар, а во второй половине XIX в., после включения Туркестана в состав Российской империи, – русских, немцев и др. В ХХ в., когда целые народы в СССР подверглись репрессиям, в Центральной Азии появились крупные диаспоры, например, корейская. Диаспорам посвящен следующий раздел сборника.
Издревле народы Центрально-Азиатского региона были известны как искусные зодчие и ремесленники. Вышивальщицы, гончары, мастера занимавшиеся обработкой металлов и т.д. были известны далеко за пределами своих городов и кишлаков. Наследию материальной и нематериальной культуры народов Центральной Азии посвящен третий раздел сборника.
Неповторимость музыкальной культуры региона, ее своеобразие, уникальность и самобытность музыкальных инструментов – обо всем этом можно узнать, знакомясь с четвертым разделом второй части сборника «Оазисы Шелкового пути».
Пятый раздел посвящен источниковедению в широком понимании этого слова. В нем речь идет о восприятии Центральной Азии и населявших ее народов русскими художниками и писателями, иностранными и «туземными» путешественниками. Начиная со второй половины XIX в. здесь побывали сотни ученых и десятки научных экспедиций. Отчеты, записки, составленные по итогам этих поездок, ныне хранятся в музеях и архивах стран Европы и Азии, а так же в частных собраниях и коллекциях. Неоценим и персональный вклад порой незаслуженно забытых или, в силу различных обстоятельств, не получивших достойного признания при жизни исследователей. Они были «рядовыми науки». Но ведь «армия науки» и состоит из таких «рядовых». Усилия каждого такого рядового открыли миру и высокие горы, бескрайние степи и плодородные равнины Центральной Азии.
Традиции русской и советской научных школ по изучению Центрально-Азиатского региона, воспитанницей которых была Балкис Халиловна Кармышева, продолжаются и сегодня как в Российской Федерации, так в государствах Центральной Азии. Это наглядно демонстрируют статьи шестого раздела второй части сборника, посвященные этнографии узбеков, киргизов, уйгуров, казахов и дунган.
Ислам – это фундамент, на котором уже более тысячи лет зиждется культурная, духовная, повседневная и общественно-политическая жизнь народов Центральной Азии. Времена процветания сменялись годами упадка и иноземных завоеваний, а ХХ век стал для ислама в Центральной Азии и вообще в СССР эпохой гонений со стороны светского атеистического государства. Но ислам как в условиях господства традиционных социальных институтов и отношений, так и в эпоху IT-технологий, продолжает оказывать основополагающее влияние прежде всего на духовную и нравственную жизнь коренного населения. Народы Центральной Азии почитают и бережно хранят свою религиозную идентичность. Не случайно, что исследования, посвященные сохранению народами Центральной Азии религиозных традиций и практик, объединены в самостоятельный, завершающий, раздел сборника.
Сборник «Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии: К 100-летию доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой» стал своеобразной площадкой для настоящих научных дискуссий. Ряд авторов практически в режиме «реального времени» полемизируют друг с другом.
На фоне очевидной нехватки публикаций о Центральной Азии сборники посвященные В.П. Наливкину и Б.Х. Кармышевой, надеемся, займет особое место в современной историографии изучения региона.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website