Мария Филатова, куратор проекта

КАЛАНДАР

В истории Фонда Марджани 2012 год ознаменовался ярким событием. В Государственном музее Востока, а затем в театре «Школа драматического искусства» на Сретенке были проведены выставки четырех современных художников из Узбекистана под общим названием «Каландар». Моими сокураторами стали Тигран Мкртычев и Екатерина Ермакова. Вместе мы побывали в Ташкенте, в мастерских участников выставки – Файзуллы Ахмадалиева, Джамола Усманова, Мурада Карабаева и Бобура Исмаилова. Отбирая работы, в долгих разговорах за чаем мы сделали множество открытий. Они касались сути творчества художников, философии, ярко и по-разному проявившейся в их произведениях. Результатом нашей подготовительной работы и явились московские выставки, а еще альбом, авторами которого стали Тигран Мкртычев и давний друг Фонда Марджани ташкентский искусствовед Нигора Ахмедова.
Творчество художников развивается порой в неожиданном направлении. Думается, всем нам было бы интересно когда-нибудь провести еще одну выставку в том же составе и представить наших живописцев в новом амплуа, с новыми работами. В этом выпуске мы покажем произведения из коллекции Фонда Марджани и коротко расскажем о каждом из авторов.
Каландар – это странствующий дервиш, его сердце занято поисками Бога, он пренебрегает условностями окружающего мира.
Почему выставка названа «Каландар»? Хотелось найти загадочное слово, в котором звучит восточная сказка. Каландар – это странствующий дервиш, его сердце занято поисками Бога, он пренебрегает условностями окружающего мира, живет на подаяния. В сказке в рубище дервиша может переодеться и султан, чтобы неузнанным отправиться на базар и послушать, чем живет его народ. Художник с этюдником долгое время в Средней Азии выглядел довольно странно, в нем видели безумца, чужака, напоминающего каландара.

Творчество всех участников проекта получило развитие уже в постсоветское время. У себя на родине они известны как живописцы новой волны, чьи устремления направлены на поиск новых выразительных средств и новых образов, которые они упорно ищут и находят не в абстракции и не в реальности, а неком мифологическом пространстве, полном иносказаний, загадочных символов, зашифрованных знаков. Это целое направление, характеризующее изобразительное искусство Узбекистана.

Всех участников проекта, совершенно разных по своему живописно-пластическому языку, объединяет нечто важное – они пытаются изобразить скрытое за ширмой обыденной жизни. У каждого из них своя реальность, где действительность лишь дает импульс для создания образа. Их творчество – это своеобразная мистерия, где за каждым полотном скрывается сюжет ненаписанного и несыгранного спектакля. У каждого их них свое «сценическое» пространство и своя главная тема. Поэтому на выставке экспозиция каждого художника получила свое название: Файзулла Ахмадалиев – «Странствие на родине», Джамол Усманов – «Отражения», Мурад Карабаев – «Зеркало души», Бобур Исмаилов – «Сад забвения».

ФАЙЗУЛЛА АХМАДАЛИЕВ

«Странствие на родине»

1950 Родился в с. Сайрам Чимкентской области Казахстана
1978-1984 Учился в Ташкентском театрально-художественном институте на отделении живописи.
1985-1988 Занимался в Творческой мастерской Академии художеств под руководством академика Р. Ахмедова. 
С 1990 – Член Союза художников СССР
Файзулла Ахмадалиев родился в маленьком городке на севере Казахстана, прославившемся на весь мусульманский мир тем, что явился родиной великого суфия Ходжа Яссави. Файзулла с детства испытывал тягу к изобразительному творчеству, в чем его поддерживал дед-сапожник, который специально возил внука в Ташкент показывать музеи.
Файзулла много путешествовал по своей стране, но за пределы Узбекистана почти никуда не выезжал. Исключением стали годы, проведенные в советской армии, когда он служил под Дрезденом. Тогда, Файзулла, единственный из всех сослуживцев, отправился смотреть живопись в Дрезденскую галерею. Сегодня он мечтает объехать все музеи мира.
Полотна Файзуллы Ахмадалиева – это бесконечная сага о древней земле Туркестана, звучащая голосами прошедших поколений: мудрецов, воинов, дервишей, мастеров. Отсюда на полотнах возникают необычные для живописца выразительные средства: глина, старые черно-белые фотографии, яркие лоскуты – осколки минувших веков.
Во многих своих произведениях он обращается к образу дервиша как универсальному архетипу, воплотившему извечную тему поиска совершенства, отречения от соблазнов во имя гармонии духа.
Полотна Файзуллы Ахмадалиева – это бесконечная сага о древней земле Туркестана, звучащая голосами прошедших поколений: мудрецов, воинов, дервишей, мастеров.

МУРАД КАРАБАЕВ

«Зеркало души»

Родился в 1963 году в Ташкенте.

1978-1982 Учился в Ташкентском художественном училище им. П.П.  Бенькова

1991 Окончил художественный  факультет   ВГИКа, мастерская А.Т. Борисова 

Полотна Мурада напоминают кадры исторического фильма. Ничего удивительного в этом нет, ведь он учился на художника во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Со временем его все больше и больше увлекала живопись – Мурад так и не пошел работать в кино.

Cвоим любимым фильмом художник считает «Блоу ап» Антониони, где в голове главного героя вымышленный мир путается с реальностью.

Картины Мурада подобны зеркалам, в которых отражаются люди из прошлых эпох. Они облачены в костюмы времен Великих Моголов.

В ранний период творчества он создавал яркие, хаотичные картины с шагаловскими мотивами, резко отличавшиеся от всего сегодняшнего творчества, сдержанного, почти аскетического по стилю. Портреты с почти одинаковыми чертами, которые он пишет в последнее время, вызывают желание заглянуть в лицо, как в зеркало, чтобы за внешней одинаковостью понять внутренний смысл. На вопрос: «Отчего так произошло?» – Мурад отвечает: «С годами хочется сказать не так громко, но более отчетливо». 

«С годами хочется сказать не так громко, но более отчетливо»

ДЖАМOЛ УСМАНОВ

«Отражения»

Родился в 1961 году в Ташкенте.
1986 Окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Островского, отделение живописи
1987-1990 Занимался в Творческой мастерской Академии художеств СССР в Ташкенте под руководством академика Р. Ахмедова.
1987 Стипендиант Академии художеств СССР. Москва
По словам самого Джамола Усманова, перед ним никогда не стояла проблема выбора – чем заниматься: уже в десять лет он знал, что станет художником.
Кажется, ему известна самая главная истина, лежащая за пределами видимого. Художник пытается отразить ее в своих живописных работах.
Джамол мыслит сериями, словно совершает долгое путешествие или прокручивает в голове сценарий многосерийного фильма. Он продолжает писать полотна на волнующую его тему, пока не выскажется до конца, каждый раз изобретая новые изобразительные приемы. Более того, он стремится выйти из плоскости полотна в трехмерное пространство, создавая скульптурные композиции, которые развивают сюжеты его картин.
…ощущение свободы действия в пространстве дает какой-то особый положительный заряд художнику... Свобода творчества и возможность воплощать какие-то потаенные замыслы доставляет огромное удовольствие…
…Мы живем сейчас в интересное время. Мы перешли из одного тысячелетия в другое. И в связи с этим переходом хотим мы этого или не хотим невольно меняется и наше сознание. Люди становятся более космополитичными, чаще задают себе вопросы: зачем мы живем, что будет потом с человечеством, откуда мы пришли. Нас волнуют проблемы нашего рождения, нашей истории и пр. На этом фоне мое обращение к проблемам истории символики – естественно… 
В основу серии «Отражение», представленной на выставке, легла тема бытия и многообразия воплощений жизни на Земле, бесконечности жизни во Вселенной.

Ни одно событие, связанное с актуальным искусством, в Ташкенте не обходятся без участия Джамола, который, кроме живописи и скульптуры, занимается инсталляциями и видеоартом.

…ощущение свободы действия в пространстве дает какой-то особый положительный заряд художнику... Свобода творчества и возможность воплощать какие-то потаенные замыслы доставляет огромное удовольствие…

БОБУР ИСМАИЛОВ

«Сад Забвения»

Родился в 1973 году в Ташкенте
1987-1990 Учился в Республиканском Художественном училище им. П.П. Бенькова 
1990-1996 Учился в Государственном институте искусств им. М. Уйгура. 
Детство Бобур проводил на съемочных площадках – его родители работали художниками кино. Впоследствии он успешно сотрудничал с одним из самых интересных театральных режиссеров современного Узбекистана – Марком Вайлем. В некоторых постановках театра «Ильхом» есть вклад художника. К сожалению, после трагической смерти Марка, не нашлось другого режиссера, который сумел бы «оживить» картины живописца.
Бобур – «декоратор» по призванию, художник, преобразующий реальный мир в театральную фантасмагорию. Персонажи в его работах, напоминают куклы, существующие в самых невероятных декорациях. Картины Бобура – это остановившийся спектакль, где утрированная реальность обретает черты сновидения.
Бобур предложил назвать свой раздел выставки «Садом Забвения»
 …Сады – это мы, мир, в котором мы пребываем, или хотели бы пребывать. В каждом человеке живут сад детства, сад первого поцелуя, сад последней любви, сад забвения. Сады, как и мы, подвержены времени. Зимой они спят, весной пробуждаются, летом поют всеми красками. В этих садах странствуют наши души. Сад могут вырубить или он сгорит – и тогда он погибнет.
Полотна Бабура – аллегории. Главное в них – состояние одиночества.

...Люди одиноки, приходя в мир и покидая его. Мы стремимся друг к другу, пытаясь преодолеть одиночество.

Сады – это мы, мир, в котором мы пребываем, или хотели бы пребывать. В каждом человеке живут сад детства, сад первого поцелуя, сад последней любви, сад забвения. Сады, как и мы, подвержены времени. Зимой они спят, весной пробуждаются, летом поют всеми красками. В этих садах странствуют наши души. Сад могут вырубить или он сгорит – и тогда он погибнет.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website