Путешествие Ибн Фадлана.
Волжский путь от Багдада до Булгара
В 2016 году в залах центра "Эрмитаж-Казань" музея-заповедника Казанский Кремль с успехом прошла выставка "Путешествие Ибн Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара". Выставку сопровождал одноименный каталог. Как отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский:
"Данный проект стал особой формой современного исторического исследования. В основе лежат подлинные вещи, представляющие культуру и искусство всего ареала обитания народов, о которых так или иначе рассказал Ибн Фадлан. Письменные данные привязываются к археологическим культурам и памятникам, пусть иногда и спорно. Вызов на открытый спор – важная функция выставки и каталога. Новейшие исследования археологов и искусствоведов, текстологов и нумизматов представлены подробно и наглядно. Впервые зритель-читатель может увидеть и почти ощутить то, о чем собственно идет речь, что видели Ибн Фадлан и его современники. Выставку и книгу отличает прекрасное взаимодействие различных научных институтов: Государственный Эрмитаж и Центр Эрмитаж-Казань, Государственный исторический музей, Государственный музей Востока, Волгоградский областной краеведческий музей, Самарский областной историко-краеведческий музей, Астраханский областной историко-архитектурный музей-заповедник, и особо – Фонд Марджани, относительно молодая институция, уже хорошо зарекомендовавшая себя и как блестящий собирательский и исследовательский центр и как организатор выставок. Такой комплекс сотрудничества тоже является инновационным. Но самым главным новшеством оказывается огромное количество изумительных вещей, публикуемых впервые. Среди них немало шедевров. Потому статьи-комментарии часто очень подробны, что стало еще одной важной стилистической особенностью этого проекта."
7
музеев

Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей (Москва), Фонд Марджани (Москва), Государственный музей Востока (Москва), Волгоградский областной краеведческий музей, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, Астраханский объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
2 132 экспоната

Уникальные образцы декоративно-прикладного искусства, предметы из погребений и кладов: художественный металл, оружие, расписная глазурованная керамика, предметы из стекла, ювелирные украшения, костюмные комплексы
559
стр.каталога

Каталог открывает текст, написанный в жанре путевых заметок, самим путешественником: «Книга Ахмада Ибн Фадлана». Подробность и точность этнографического описания народов на участке пути от Бухары до Булгара были одной из важнейших черт этого источника для современников Ибн Фадлана
«Это Книга Ахмада ибн Фадлана ибн ал-Аббаса ибн Рашида ибн Хаммада, клиента Мухаммада ибн Сулаймана, посла ал-Муктадира к царю славян, в которой он сообщает о том, что он сам видел в стране турок, хазар, русов, славян, башкир и других (народов), по части различий их вероучений, истории их царей, положения многих из их дел». [Ибн Фадлан 1956 Ковалевский. С. 121].
Приведенное выше вступление к книге Ибн Фадлана и стало тем импульсом, благодаря которому возник замысел выставки «Путешествие Ибн Фадлана». Драгоценные свидетельства очевидца уже давно стали хрестоматийными для изучения раннесредневековой истории Средней Азии и Восточной Европы, а накопление археологических данных постоянно вызывает необходимость обращаться к этому источнику. Посольство, в котором принимал участие Ахмад ибн Фадлан, сыграло посредническую роль между миром арабской цивилизации и народами Восточной Европы в эпоху становления средневековых государств. Сочинение Ибн Фадлана ценно в частности тем, что выполнено в жанре путевых заметок и дает нам подробное описание не только географических реалий, но и этнографических особенностей народов, с которыми столкнулись участники посольства, а иногда показывает и эмоциональные оттенки восприятия образованным арабом тех или иных обычаев, поступков, даже нюансов психологии.

Подробность и точность этнографического описания народов на участке пути от Бухары до Булгара были одной из важнейших черт этого источника для современников Ибн Фадлана, такими они остаются и для нас. В сочинении зафиксирована политическая ситуация 1‑й четверти X в., которая характеризовалась угасанием влияния Хазарии и формированием Волжской Булгарии и Древнерусского государства. Именно тогда были заложены основы политического устройства Восточной Европы в домонгольское время, того взаимодействия и противостояния Киевской Руси и Волжской Булгарии, в которое были вовлечены и другие народы.
Медаль
Иран, Последняя четверть Х в.
Бронза; литье. Диаметр 4,3–4,4 см
Фонд Марджани
Задача выставки – показать мир эпохи Ибн Фадлана, точнее, разные миры, через которые пролегал его путь, в их взаимодействии друг с другом; показать культуры народов этого времени, не только непосредственно описанных Ибн Фадланом, но и других – связанных с Хазарским каганатом, Волжской Булгарией и Древней Русью; наконец, показать развитие во времени государств, торговли, культурных взаимодействий домонгольской эпохи, представить культуры степных народов и на- селения лесной зоны в развитии, на которое оказывали сильное влияние культурные и политические импульсы раннесредневековых государств.

Именно поэтому географические рамки выставки не ограничены теми странами, которые посетил Ибн Фадлан. По той же причине существенно расширены и хронологические рамки. Такой подход в определенной степени облегчил задачу авторского коллектива: в силу характера археологических источников, степени исследованности различных регионов Восточной Европы и особенностей формирования музейных коллекций, не все народы могут быть представлены синхронными путешествию находками.
Для более полной характеристики облика культуры народов привлечены не только предметы декоративно-прикладного искусства, украшения, оружие, принадлежности конского убора, но и характерные для того или иного народа детали костюмных комплексов и бытовая утварь. Это позволяет наглядно сравнить степень развития технологий и хозяйственного уклада на разных территориях.
Так, в Средней Азии Х в. при Саманидах наблюдается расцвет декоративно-прикладного искусства, о чем свидетельствуют многочисленные находки, тогда как для Волжской Булгарии развитие этого производства только начиналось, еще закладывались основы для булгарских стилей и школ. В XII в. ситуация стала диаметрально противоположной: в Средней Азии начался кризис социального устройства, отразившийся в искусстве, а культура Волжской Булгарии переживала несомненный расцвет, мощная инерция которого продолжилась уже в искусстве Золотой Орды.
Тарелка
Хорасан или Мавераннахр, X в. Глина; гончарный круг, ангоб, роспись, глазурь Длина фрагмента 19,0 см, ширина 18,0 см. Фонд Марджани
Блюдо
Мавераннахр, Х в. Глина; гончарный круг, ангоб, роспись, глазурь Высота 6,5 см, диаметр 39,0 см. Государственный музей Востока
Чашечка
Мавераннахр, 2-ая пол. X – первая треть XI в. Глина; гончарный круг, ангоб, роспись, глазурь Диаметр 13,0 см, высота 4,5 см. Государственный Эрмитаж
Особое место в экспозиции занимают древности Хазарии и народов, входивших в сферу ее влияния. Хазария, будучи противником Халифата в войнах, чрезвычайно интересовала Ибн Фадлана, видимо, он специально собирал сведения о ней. Интересовали его и конфессиональные вопросы, ведь, в отличие от принявшей ислам знати Булгарии, верхушка Хазарии исповедовала иудаизм. Ибн Фадлан с нескрываемым неудовольствием сообщает о гонениях на мусульман в городе царя хазар [Ибн Фадлан 1956 Ковалевский. С. 86].
В 965 г. под ударами древнерусских войск Святослава Хазарский каганат гибнет, однако его культурные традиции получили развитие в прикладном искусстве народов, некогда подвластных хазарам.
Очень ярко, например, симбиоз местной и хазарской культур выразился у алан Северного Кавказа. Они составляли значительную часть населения государства и на Северном Кавказе и, как считает часть отечественных исследователей, на северных рубежах – в лесостепных районах Подонья. Именно аланы транслировали хазарское влияние на славян и поволжских финнов в сопредельных регионах.
На алано-хазарском симбиозе сформировалось своеобразное искусство Кавказской Алании Х–XII вв. Оно воплотилось в особом стиле декора, образцы которого можно видеть на оружии и снаряжении всадника и коня, представленных на выставке.
Ковш. Хазарский каганат IX в.
Серебро; чеканка, резьба, позолота. Диаметр 26,4 см. Государственный Эрмитаж
Подвеска-«печать». Хазарский каганат IX – начало X в.
Бронза; литье. Длина 3,6 см. Государственный Эрмитаж
Перстень. Хазарский каганат (?) IX–X вв.
Низкопробное серебро, бирюза; литье. Диаметр 2,1 см, высота полная со вставкой 2,9 см. Фонд Марджани
«Эпоха Ибн Фадлана» – это еще и начало длительного периода борьбы между Волжской Булгарией и Киевской Русью за обладание западной частью Среднего Поволжья, продолжавшегося вплоть до монгольского вторжения. В этих событиях принимали активное участие поволжские финны, в первую очередь мордва, культура которых также отражена на выставке. 
Мы попытались показать и значение торговых путей этого времени. Проделанный Ибн Фадланом путь, в сущности, является одним из маршрутов сети трансконтинентальных дорог, сформировавшихся еще в эпоху расцвета «Великого шелкового пути». Маршрут из Ирана в Туран и далее через плато Устюрт к Уралу, а оттуда на Волгу сложился еще до путешествия Ибн Фадлана и действует, по сути своей, до сих пор. Фактически от Джурджании – Куня Ургенча начинался участок, ведущий на Волгу и Южный Урал, поэтому его можно с известной долей условности называть «Волжским сухопутным путем». Связь Хазарии с Волжской Булгарией, с Хорезмом, а через него с Мавераннахром и Хорасаном в целом подтверждается и другими источниками: в письме хазарского царя Иосифа говорится о том, что границы Хазарии простираются до Хорезма. Туда же бежит часть разбитых Святославом хазар. Хорезмийцы активно торговали с Волжской Булгарией, Ибн Фадлан упоминает об их присутствии в стане царя Алмыша.
Ибн Фадлан сообщает также о стране Вису, находящейся в тридцати днях пути к северу от ставки Алмыша, откуда привозят соболей и черных лисиц. Эта загадочная страна, которой так интересовались арабские географы, находилась в Верхнем Прикамье. Торговля Севера с Югом в Х в. проходила в основном под девизом «серебро за меха». Меха, столь популярные
у аристократии восточных стран,приносили большие прибыли в серебре, которое высоко ценилось у северных народов [Маршак 2006. С. 72].
По маршруту Ибн Фадлана и до и после него двигались не только товары, материальные ценности, но и идеи, литературно-эпические сюжеты и сказки. Декоративное искусство восточных народов обогатило культуры финно-угорских народов, которые стали копировать восточные сюжеты и изображения в местных изделиях, но смысл им придавали уже иной.

Другими ответвлениями трансконтинентальной сети дорог в X в. становятся локальные и межрегиональные пути. Так, путь в Верхнее Прикамье и Зауралье в этом контексте может считаться локальным, в этом направлении осуществлялось взаимодействие Волжской Булгарии и пермского мира. Водные пути – вверх по Волге, далее на Верхнюю Волгу и по Оке,
а также реконструируемый сухопутный торговый путь из Булгар в Киев, проходивший по северной кромке лесостепной зоны днепровско-волжского междуречья, играли роль межрегиональных артерий. Именно они соединяли в одну торговую систему два пути: «волжский путь» и балтийско-черноморский «днепровский путь» – т. н. путь из варяг в греки.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website